среда, 12 марта 2014 г.

Паола Дмитриевна Волкова. Беседы об искусстве - Лекция №1

Лекция первая.

с "как-бы конспектом этой потрясающей лекции"




Наши истоки. Средиземноморье. Нам не понять Египетскую культуру. Греки никогда не были государством. Александр Македонский был величайшим греком, который разрушил Грецию. Крито-микенская культура. Крепостничество у нас и сейчас. Время Гомера - основа европейской цивилизации. Аэды - странствующие певцы, барды, трубадуры. Гомер заложил основу мировой бардовой традиции. Гомер первый оформил античную мифологию как систему. Как космос. Когда он, Гомер записал это? Гомер жил в девятом веке, троянские война были в 13 веке, а записано это было в шестом... Что представлял мир, когда жил Гомер... Нет архитектурного прецедента... а вазопись осталась... Отсутствие пластики, она условна, амулетна. Шлиман. Образцы Крито-микенской культуры вызывают потрясение с точки зрения технической...А потом все щююють... и все началось с начала...Этот мир был разный политически, говорил на разных диалектах, постоянно воевал, но он имел единую идеологию. 
Ею была мифология, конечно... Но и она - далеко не все...

Именно в этом месте, в Эгейском бассейне, сложилась некая феноменальность, которая больше никогда не повторилась и повториться не может..Описывает ее мы можем, но понять, как она сложилась, не можем... Культура, которая была единой. Создалась вопреки тому, что нами принято считать условиями для создания культуры. Единой территории - не было. Государство - его не было. Политика... В Риме она уже была... А тут - ничего...А получилось нечто, что до сих пор обслуживает весь мир...Существовало это нечто с очень большой натяжкой - 600 лет: рубеж 7-6 века... 7ой, 6ой, 5ый, 44й, третий.. все...

Всего 500 лет отсутствия государства, территории, непрерывные войны, черт знает что... Создана единая культура, которая на сегодняшний день обслуживает весь мир...:)))))

Как это могло получиться?
В области, в которой работаю я, самое страшное - это ответить на вопрос - как это началось и как кончилось))) Это - ТАЙНА...
Хоть разложи ты на все нано-элементы.. Есть какой-то момент, который все равно - ТАЙНА...Тайна бытия...

Хронология. Летоисчисление.. Юлианский календарь, Григорианский календарь... Мы переводим стрелки часов... Так вот... В Греции была особая хронология... Олимпийская.  Греция была единой в Олимпиадах... Те, кто принимал участие в Олимпийских играх - это Греция, остальные - варвары...Но они себя греками не называли... Они называли себя эллины...Олимпиада была важнее войны. 

Греческая демократия. Все "части" имели свои уклады: патриархальный, аристократический... пр... Греческая демократия - это Олимпийская демократия...Кто был основателем Олимпийских игр и как они были основаны... ходит много сплетен...Геракл... 789-788гг...до н.э.

Эллинская культура создала ФОРМУ. ИДЕЮ.
Квадриги - спорт смертников. Когда почетнее победить? На войне или на Олимпиаде? Шагнуть в бессмертие... Ритуал вхождения в бессмертие... Были еще и женские Олимпиады.. Пифийские \ Дейльфийские игры.. Зевс и Аполлон... Эфебы четвертой ступени и эфебы третьей, и победители на предыдущих Олимпиадах...
Кто такие эфебы...

Во всех городах, самых разных была одна идентичная система образования - гимназии. Если в твоем полисе нет гимназии - ты никогда не выйдешь в Олимпиаду.. Эфебы - гимназисты... У Аполона было много министерств, в том числе - среднего школьного образования... Феб - это свет. а Э_ФЕБ - наши мальчики, наш свет, наши гимназисты.. Свет общества...Цвет общества, наше будущее... 
В Москве у нас образование одно, а в Липецке - другое... Все... никуда не годится... все должно быть на одном уровне...При всей сумятице, которая там была - там было четыре регулятора (греки - вообще чеширский кот. Это когда улыбка есть, а кота нет): Полис (школа эфебов и агора)... Чему обучались эфебы на 4х ступенях: вниманию, грамматике, арифметике, истории, и.. МУЗЫКЕ..Каждый мужчина был обязан... Вся скульптура делиться на две категории: статуи Пифийским или Олимпийским победителям и... изображения богов.. 

3й класс - Пифийские игры, 4й класс - Олимпийские игры.. 

... Там Встало все сразу, как в Санкт-Петербурге... Не было постепенного развития (как в Москве)... Было все сразу, быстро, как в Венеции.. Вот поставили город - все... И там Было все поставлено сразу и потом были просто уточнения... До Александра Филипповича Македонского, который все поломал, все стояло... 

Кто все это строил...Кто скульптуру ваял, вазы писал...Чего не выкопаешь, все гениально...И этого не скажешь о Риме и о других...

Обязательно надо поехать-посмотреть музей Афинского акрополя. Там - подлинная скульптура..Греки были гениями формы...Откуда они брали гениев??? 

Это была особая идея. Наблюдение за способностями мальчиков... У них был художественный союз, он был интерполисный. Космополисный. Туда попадали только особоодаренные к строительству и пластике люди. Он помещался сначала в городе Милете 

(Википедия: Миле́т (греч. Μίλητος) — древний, ныне несуществующий город на территории современной Турции. Самый могущественный и богатый из ионийских городов в Малой Азии, лежал на Карийском берегу, на южном краю Латмийского залива, к югу от устья реки Большой Мендерес (прежнее название — Меандр).,

потом Милетский союз переехал в Афины. Там очень изменился стиль работы ( в следующих лекциях Паола Дмитриевна обещает просто научить отличать эти стили). 
Девушки тоже принимали участие в Пифийских играх, эти девушки были особые, из школ гетер. 
Именно союз художников приглашался для выполнения этих работ. Союз содержался на олимпийские налоги и деньги меценатов. 

Художник не имел права жениться. Он должен был принадлежать только искусству.       Детей, семью нужно кормить, устраивать.. а кто будет бессмертие делать???? 
Они не имели дома.
Они не имели права болеть за свой полис. Потому что они работали на абсолютную идею.. Они не имели ни имущества, ни денег... 
Они были в идеальных для художественного гения условиях...
В Италии потом пытались повторить это... Во Флоренции в эпоху Возрождения. Но - фигушки - уже не получилось... 
Как происходило "производство скульптур: от 1ч.14 минуты лекции до 1ч 18 минут.

Право на существование может иметь только лучшая вещь! И так - во всем!

С таким напряжением мир больше 500 лет работать не может...

Четыре регулятора: Олимпиада, Эфебы, Художественный союз, Пир (традиция, которая нигде-никогда больше не существовала, это - еще одна сторона художественной гениальности этого мира). 
Пир - каждый гражданин, мужчина обязан устраивать пир. 

Вазопись... Пикассо и Матис просто срисовывали с этих ваз... (Вот так)))

Никакой вазописи не было. Вазы - утварь для пира. Пир имеет ритуал. 
У римлян были симпозиумы - это значит, мужская попойка после ужина. 
Пир - это диалоги о главном! 

Это очень трудная работа. Ее обязан был делать каждый мужчина. Пир - это жесточайший ритуал. 
На пиру категорически запрещено говорить 
- о политике, о хороших и плохих правителях, 
- о деньгах, 
- о злых и добрых людях (сплетничать),
- о своей семье, 
- о своей вере.

Тогда - о чем будем разговаривать? 
Все табуретки вышиблены. 
Ни свою душу раскрыть ни в чужую плюнуть нельзя... 
Они говорят о том, что нарисовано на вазе... 
Платон называет свое произведение о философских диалогах - ПИР. 
Пир - это философские диалоги, диалоги о главном. 
И если вся нация на протяяжении 500 лет трепится о главном... 
Это ж были нации философов...

Вот это все Паола Дмитриевна расскажет в своих 10 лекциях...

БЕГОМ НА ЮТЬЮБ...


[ОтУС] Беседы об искусстве - Лекция №2


[ОтУС] Беседы об искусстве - Лекция №3


и далее - все лекции справа... 


Комментариев нет:

Отправить комментарий