суббота, 7 декабря 2013 г.

СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ. ВЕРХОТУРЬЕ И МЕРКУШИНСКОЕ.



Иерей Владимир ШИШКОВ,
настоятель храма во имя св. прав.
Симеона Верхотурского,

Праведный Симеон родился в начале 17 века в европейской части России в семье благочестивых дворян.


В определенный момент в жизни он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви. В десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где, сидя на камне, он ловил рыбу.


Никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Есть предположение, что он не заканчивал свою работу (пуговицу не пришьет, подол недопришьет...) специально, чтобы денег не получать за свои труды. 


Кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Будучи болен чревом, как свидетельствуют его современники, праведный Симеон прожил очень недолго (около 40 лет, точнее 36 лет), скончался в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила, а спустя 50 лет гроб вышел на поверхность и приоткрылся, обнаружив нетленные мощи. На этом месте забил источник. Митрополит Пермский Игнатий послал своего клирика, который и засвидетельствовал факт появления останков новоявленного праведника.



ЕСТЬ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "ВЕРХОТУРЬЕ"




ВЕРХОТУРЬЕ





СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.


Человека, впервые приехавшего в Верхотурье, поражает несоответствие масштабов: с одной стороны, заштатный городок, в котором никак не могут выбрать нормального градоначальника (нет здесь ни главы администрации, ни думы, ни градостроительного совета), с другой – огромный монастырский комплекс, традиционно являющийся примером самоорганизации, удивляющий столичным масштабом и строгостью пропорций. 


МОСТ В ВЕРХОТУРЬЕ




ДОМА В ВЕРХОТУРЬЕ



Поначалу монастырь включал 14 храмов, сегодня их 4, но и по ним можно судить о былом величии: Крестовоздвиженский собор – третий по величине после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакия в Питере, вмещает до 10 тысяч прихожан. Есть еще изумительная Преображенская церковь, Никольский храм, Надвратная церковь, Троицкий собор местного кремля, женский Покровский монастырь, храм Михаила Архангела в соседнем Меркушино…

 Свою лепту в строительство монастыря внес Петр I. Несмотря на запрет возводить дома из камня (шло строительство Санкт-Петербурга), Петр сделал два исключения – для Тобольска и Верхотурья.




ВИД С СОБОРА





КУПАЛЬНЯ ПРИ СВЯТОМ ИСТОЧНИКЕ



КРЕМЛЬ И ТУРА
ОТЛИЧНЫЕ, С ЛЮБОВЬЮ СДЕЛАННЫЕ ФОТОГРАФИИ ХОРОШЕГО КАЧЕСТВА.

 Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv)






ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ



13.3.1786 в Верхотурье заложена двухпрестольная Воскресенская церковь. Закрыта в 1930 гг., в здании размещена котельная. 
(Лавринов В. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринб., 2001. с. 232.)



ВОКЗАЛ И ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ В ВЕРХОТУРЬЕ






Уютная и недорогая гостиница в городе Верхотурье — центре православия на Урале, одном из старейших городов России за уральскими горами.


Адрес: 624380 Свердловская обл., город Верхотурье, ул.Карла Маркса, 1а
Телефон: 8 (34389) 21-414
Гостиница: 28 номеров на 59 посетителей.
Номерной фонд отеля: 1-местный, 2-местный, 3-местный, 4-местный, 2-местный люкс, 2-местный п/люкс.
Питание в отеле: Кафе.
Расположение отеля: Центр города.


МЕРКУШИНО

ПОЕЗДКИ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ


Однодневные поездки по маршруту ВЕРХОТУРЬЕ- село МЕРКУШИНО- святой источник АКТАЙ на микроавтобусе Hyundai Grand Starex. Выезд из Екатеринбурга в 6-00, возвращение в Екатеринбург 22-30 (доставка к дому по договоренности). Группа от 5 до 8 человек. Выезд по маршруту каждую субботу и воскресенье.


ЛЮДИ ВЕРХОТУРЬЯ


При советской власти в монастыре разместили колонию для несовершеннолетних, спортзал, баню, которую только в 1992 году верхотурцы неохотно отдали законным владельцам.

 История Верхотурья творилась судьбами населявших этот край людей. Своему появлению городок обязан отважному первопроходцу Арсению Бабинову . Он прошел тропой языческих капищ, где не ступала нога русского человека, и в результате открыл новый путь из Московии в Сибирь, который оказался в семь раз короче прежнего, лежащего через Соликамск. Этим путем пошли обозы с товаром, появился острог и постепенно вырос первый за уральским хребтом русский город.

Еще одна фигура – архимандрит Арефа , прибывший в Вепрхотурье из Валаамской обители учить местных монахов монастырскому общежитию (самостоятельному хозяйствованию). При нем в монастыре появились каменные мастерские, богатая библиотека, церковно-приходская школа, он вел переписку с царской семьей, был горячим молитвенником, которому был открыт день кончины. Точно в назначенный день Арефа помылся, переоделся в чистое, лег, сложил руки и умер.

Тяжелые испытания, связанные с революцией, выпали на долю архимандрита Ксенофонта . Несмотря на кротость нрава, Ксенофонт во всеуслышание предал анафеме коммунистов, пытавшихся надругаться над мощами святого Симеона.


 Интересна судьба одной из настоятельниц женского Покровского монастыря Василисы . Она жила в Копейске под Челябинском, была матерью троих детей, но мечтой всей ее жизни был монастырь. Василиса практически сбежала из дома, в 41 год приняла постриг и стала одной из настоятельниц. Это благодаря ее стараниям и человеческому мужеству монастырю вернули Покровский храм. Экскурсовод Ксения рассказала, что монахини легли на пол и не уступили ни шага, несмотря на то, что их пытались выдворить с помощью дубинок. Говорят, дети матушки Василисы до сих пор приезжают в Верхотурье на могилу матери. Их судьбы сложились вполне удачно.

Верхотурье тесно связано с семьей последнего российского императора. Романовы очень почитали Симеона праведного, подарили драгоценную раку для его мощей весом в 6 тонн (во время революции реликвия исчезла и до сих пор не найдена) и собирались на Урал для лечения царевича Алексея. Но царский поезд из Тобольска проследовал в Екатеринбург…

Одна из рода Романовых, великая княгиня Елизавета Федоровна , все-таки посетила святую обитель, помолилась мощам преподобного праведника и подарила Ксенофонту собственноручно вышитую епитрахиль.

Путешествие в «Уральский Иерусалим»


   Люди со всего мира едут на Урал, для того, чтобы посетить город Верхотурье или, как говорят его жители, уральский Иерусалим, и его пригороды. Такое путешествие интересно не только верующим, но и простым туристам, которыми движет интерес к российской культуре. Сюда едут люди со всей России, главным образом для того, чтобы обрести гармонию физического и духовного состояния.

 Усть-Салда. Каменный однопрестольный храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла был возведен в Усть-Салде в 1893 году. Он был построен на месте одной из остановок святых мощей праведного Симеона Верхотурского, при их перенесении из Меркушино в Верхотурье в 1704 году. В 1932 году церковь была закрыта богоборческой властью, и до самого последнего времени в здании размещался местный клуб.


   Легенда гласит, что в 1881 году в деревне Усть-Салда Верхотурского уезда жила девица Устинья, 29-ти лет от роду. Лицо ее было обезображено, поскольку еще в раннем детстве она переболела оспой. Много озлоблений и скорбей терпела Устинья от своих односельчан. Но за насмехавшихся и злоречащих ее девица молилась, ибо в общении с Богом находила она утешение, и нрава была кроткого, тихого. Ровесницы Устиньи давно повыходили замуж, а она почти потеряла надежду обрести земное супружеское счастье.
   Храма в Усть-Салде не было и Устинья в воскресные и праздничные дни ходила за 17 верст в село Меркушино помолиться Святому Праведному Симеону, которого с детства особо почитала. Старалась Устинья, подобно ему, терпеливо и кротко нести свой жизненный крест.


   Как-то раз пошла она на реку полоскать белье. В селе в это время играли свадьбу. До Устиньи доносились звуки свадебного веселья. Заплакала она и горячо помолилась Праведному Симеону. В этот момент кто-то окликнул ее. Она подняла глаза. Перед Устиньей стоял человек в синем кафтане, в лице которого она ясно узнала черты Праведного Симеона, виденные ею на иконах. Святой наказал ей отслужить молебен Святым Апостолам Петру и Павлу и в течение 40 дней читать их Святые Послания. Сказав это, он исчез.


   В ближайшее воскресенье Устинья в Меркушинском храме отслужила молебен Свв. Апп. Петру и Павлу и с тех пор неукоснительно соблюдала весь наказ Праведного Симеона. Место же у реки, где произошла чудесная встреча, Устинья посещала каждый день. Здесь она молилась и читала Священное Писание. Прошло две-три недели. Девица по обычаю спустилась к реке, на ставшее для нее привычным место молитвы. Вдруг она услышала тихий оклик. Обернувшись, увидела перед собой молодого барина, который, совершая обход поместья, уже не первый вечер наблюдал за ее молитвами у реки. Он заговорил с Устиньей и она, не скрывая, поведала о своей чудесной встрече с Праведным Симеоном. Долго беседовал помещик с Устиньей. Добрая кроткая девушка пришлась ему по нраву. Он поражен был ее внутренней красотой и ежедневно стал приходить на берег для беседы и совместной молитвы. Они полюбили друг друга и вскоре повенчались.


   Жили супруги дружно и благочестиво. Теперь уже вместе ездили из Усть-Салды в Меркушино по воскресным дням и по большим праздникам, ибо очень почитали Праведного Симеона. Старались, сколько возможно, облегчить участь крестьян. Странникам и монашествующим давали в своем доме приют и пищу. Лишь одно обстоятельство омрачило их супружескую жизнь – отсутствие детей. Барин молился о рождении ребенка и дал обет Богу, что построит в Усть-Салде храм и устроит купель на месте явления святого праведного Симеона.
   В 1886 году, ко всеобщей радости, у них родился первенец. В это же время, из Верхотурья в Меркушино для освящения храма в честь Святого Праведного Симеона, ехал епископ Екатеринбургский и Ирбитский Нафанаил, к которому и вышли все жители Усть-Салды во главе со своим барином, просить архиерея о закладке храма. Епископ, осмотрев место предполагаемого строительства и заготовленные материалы, благословил закладку первого камня. Через 6 лет, в 1893 году, храм был освящен в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
   В ознаменование чудесной помощи Праведного Симеона в строительстве Храма устроена была купель на месте чудесного явления Праведника. Страждущие неустроенностью личной жизни, различными недугами и бесплодием получают благодатную помощь и исцеляются, омываясь в Святых ее водах.


   По дороге из Верхотурья в Меркушино у камушка Симеона Верхотурского, где по преданию он рыбачил, находится деревянный храм Всех Святых Урала и Сибири, возведенный в стиле шатровых церквей XVI-XVII вв.



В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появляются сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого). В 1693 году в Меркушино Сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.
18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос об имевших место исцелениях. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит, но выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном. 30 декабря 1694 года Игнатий вновь посетил Меркушино, вторично освидетельствовал мощи, перенёс их в церковь и покрыл гроб шёлковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого. На их основе было составлено житие и акафист праведного Симеона.

Много свидетельств излечения именно глаз и глазных болезней. 

ХОЧУ СЮДА СЪЕЗДИТЬ.... ОЧЕНЬ 



Комментариев нет:

Отправить комментарий